логотип
баннер
логотип
Главная
Услуги
О компании
1C:Предприятие 7.7


Поиск по сайту:


Top.Mail.Ru

Использование программы "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения"

Данная статья описывает возможности программы "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения", в которой реализовано использование новой системы оплаты труда (НСОТ) при расчете размеров окладов учителей и преподавателей. Пример использования данной программы показан на МБОУ СОШ №2, сотрудники которой ранее пользовались программным продуктом "Эврика". Из "Эврики" был осуществлен перенос всех накопленных данных в программу "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения", включая данные для расчета видов оплаты по среднему заработку, таких как оплата больничных листов например.  

В программе "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения" реализована технология повышающих коэффициентов, позволяющая существенно сократить трудозатраты на внесение исходной информации для расчета заработной платы и на ее редактирование. Рассмотрим на практическом примере. Существует четыре группы повышающих коэффициентов: для категорий преподавателей, учебных предметов, предмет-классов и классов (см. рис. 1). Например, для ряда учебных предметов предусмотрена дополнительная оплата труда преподавателей за проверку письменных работ (в обиходе за проверку тетрадей). Для того, чтобы внести надбавку за тетради всем преподавателям одного учебного предмета, нужно сначала создать повышающий коэффициент для группы "Учебные предметы". Данный коэффициент будет приниматься в дальнейшем как рекомендуемое значение для каждого учебного предмета из группы. Это важно! Таким образом оплата за проверку тетрадей по ВСЕМ учебным предметам будет иметь одинаковый вид расчета "Проверка письм. работ". Но в дальнейшем для каждого учебного предмета в отдельности может быть указан свой уникальный повышающий коэффициент. Оплата по различным повышающим коэффициентам может отражаться по разным видам расчета. Например, как видно из рис. 1 доплата за лицей имеет свой вид расчета. На рис. 1 представлены списки коэффициентов. Описанные настройки производятся в разделе НСОТ "Общий список коэффициентов".

Рис.1 Виды повышающих коэффициентов по группам коэффициентов

Теперь создадим повышающие коэффициенты для конкретных учебных предметов. Это делается в разделе НСОТ "Повышающие коэффициенты" (см. рис. 2.1). Нужно выбрать (слева направо) группу коэффициентов "Учебные предметы", затем нужный предмет учебного плана (в нашем примере Анг. язык) и добавить коэффициент. При создании (редактировании) повышающего коэффициента для учебного предмета указывается коэффициент из общего списка (в нашем случае "Проверка письм.работ", пример - 2 окошко сверху на рис.1). Так же назначается фонд оплаты труда для доплаты по данному предмету (в общем случае может не совпадать с ФОТ коэффициента из общего списка) и значение коэффициента для предмета (может отличаться от значения коэффициента из общего списка) и срок действия. В нашем примере общий коэффициент равен 1,1 и повышающий коэффициент для Анг. языка тоже равен 1,1, т.е. они совпадают. Важно! Вид расчета повышающего коэффициента для учебного предмета не может отличаться от вида расчета коэффициента из общего списка. В нашем примере вид расчета - "Проверка письм.работ".

Рис.2.1 Создание повышающих коэффициентов для учебных предметов.

Посмотрим как созданные коэффициенты для учебных предметов работают. Сотрудник ФамилияИзменена преподает английский язык. Педагогическая нагрузка сотрудника, т.е. количество часов аудиторных занятий в месяц вводится на закладке "Педагогическая нагрузка" (см. Рис.3).  При этом указывается не учебный предмет, а так называемый предмет-класс. Каждый предмет-класс представляет собой как бы комбинацию учебного предмета и класса. Например, предмет Анг. язык имеет несколько предмет-классов: 1-4, 5-9 и 10-11. Это позволяет создавать более гибкую систему повышающих коэффициентов (доплат). Предположим, что привязка повышающего коэффициента к учебному предмету целиком была бы невозможна. А доплата за проверку тетрадей в разных классах согласно учебному плану либо есть либо нет. Скажем, в начальных классах нет проверки письменных работ, а в средних и старших классах есть. В таком случае нельзя установить повышающий коэффициент "Проверка письм.работ" для учебного предмета целиком, но можно установить его для предмет-классов средних и старших классов. Например, рис.2.2 показывает как устанавливается коэффициент для предмет-класса Анг. язык 5-9. Его значение равно 1,25 (для предмет-класса), а значение для учебного предмета (рис.2.1) равно 1,1. Таким образом Вы видите что возможна ситуация когда коэффициенты не равны.  

Рис.2.2 Создание повышающих коэффициентов для предмет-классов.

Рис.3 Расчет окладов по НСОТ.

Рассмотрим другой пример назначения повышающего коэффициента "Проверка письм.работ" который введен для учебного предмета "Анг. язык". Его значение вновь равно 1,1 (что эквивалентно 10%). У сотрудника ФамилияИзменена  в расчетных листах присутствует доплата за проверку письменных работ в размере 10% от основной суммы оплаты за преподавание английского языка (см. рис.4.1). Здесь же можно увидеть и доплаты за классное руководство. Эти доплаты указаны на закладке "Надбавки за педагогическую деятельность". Они могут быть трех видов: суммой, процентом и коэффициентом. В нашем примере, как видно на рис. 4.1, установлены две надбавки за классное руководство:  суммой и процентом от ставки. В первом случае просто начисляется фиксированная сумма. Во втором случае величина надбавки рассчитывается исходя из базового оклада. Там же, на закладке "Надбавки за педагогическую деятельность" указываются, если необходимо, надбавки за категорию (в виде коэффициента) и за заведование кабинетами (аналогично классному руководству суммой, процентом или коэффициентом).

Рис.4.1 Пример расчета оклада по НСОТ.

Во всех случаях для каждой надбавки указывается срок действия, который может быть и больше одного месяца. Т.е. теоретически, может быть такая ситуация, когда однажды введенная для расчета заработной платы информация будет действовать целый год.

Начиная с релиза 1.0.29.2 появилась возможность настраивать алгоритм расчета повышающих коэффициентов. Теперь повышающие коэффициенты могут не только перемножаться друг на друга, но и складываться (см. рис. 4.2), т.е. каждый из повышающих коэффициентов может рассчитываться независимо от остальных, например от одной и той же базы - базового оклада.

Рис.4.2 Настройка алгоритма расчета повышающих коэффициентов.

После введения всех педагогических надбавок можно приступать к начислению основной заработной платы по сотруднику ФамилияИзменена. Создаем документ "Начисление зарплаты", заполняем и рассчитываем (кнопки "Заполнить" и "Рассчитать" соответственно). Как видим из рис.5.1, в соответствии с расчетом оклада по НСОТ заполнились показатели для расчета начислений в табличной части "Основные начисления" документа "Начисление зарплаты" (выделенная область см. рис. 5.1). Показатели для расчета перенеслись из справочника "Расчет окладов по НСОТ" см. рис.4.1.

Рис.5.1 Начисление заработной платы.

Все остальные начисления сотрудника производятся в соответствии с типовой конфигурацией "Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8" (ниже выделенной области). Если сотрудник по каким-либо причинам отработал месяц не полностью, то начисление оклада по НСОТ и все повышающие коэффициенты (педагогические надбавки) будут пересчитаны в документе "Начисление зарплаты". Сравним результат на рис.5.1, где он равен 5218.50 и на рис.5.2 где он после пересчета стал 4014.23. Таким образом учитывается количество отработанных дней и отражается сумма оплаты за них. Для отражения изменений в документе "Начисление зарплаты" нужно ввести документы отклонения или заполнить табель. Важно! Расчет окладов по НСОТ изменять не нужно, тарифная ставка осталась прежней, изменилось только поле "Результат" (см. рис.5.2).

Рис.5.2 Начисление заработной платы (неполный месяц). 

Далее рассмотрим пример использования программы "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения" для другой категории работающих. Бывают случаи когда начисления заработной платы сотрудника нужно довести до определенной суммы, например 5500 рублей. Для этого в программе создаем дополнительное начисление "Доплата до МРОТ". Кроме основных начислений сотрудника Иванова Ивана Ивановича при заполнении документа "Начисление зарплаты" появится дополнительная строчка для расчета "Доплата до МРОТ" и "РК на МРОТ" (см.рис.6). Как видим из примера сумма дополнительных начислений считается после всех основных начислений заработной платы работника, и не превышает заданную сумму 5500 руб.

Рис.6 Пример доплаты заработной платы.

Некоторые виды начислений, такие как материальная помощь например, не влияют на расчет доплаты до МРОТ, так как не включены в расчетную базу этого вида расчетов.

Все описанные настройки делаются типовыми методами работы в программе "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения" и не требуют дополнительных доработок конфигурации. Но есть и такие настройки, которые в настоящее время в типовой конфигурации не реализованы. Например, на рис. 3 показаны два поля, отсутствующих в типовой конфигурации: процент оплаты за проверку тетрадей и коэффициент за лицей. Эти поля позволяют создавать корректировки алгоритма расчета зарплаты на уровне отдельных сотрудников, т.е. если по каким либо причинам расчет зарплаты сотрудника не соответствует общему алгоритму, можно его скорректировать. Например, назначить за проверку тетрадей не такой же как у всех процент, а ниже или выше, или вообще убрать его, установив значение равное нулю.

Вывод: описанная программа "1C:Зарплата и кадры образовательного учреждения" действительно позволяет повысить уровень автоматизации расчета заработной платы в образовательных учреждениях и существенно сократить трудозатраты на внесение исходной информации для расчета заработной платы и на ее редактирование. А сотрудничество с программистом позволит доработать программу под нужды конкретного учреждения.

© Борис Балясников, сентябрь 2011г.

© Группа компаний "Профи-центр", г.Бирск: тел. (34784) 4-25-50, факс: (34784) 4-25-50, Skype profibirsk, mail@profiufa.ru +18