логотип
баннер
логотип
Главная
Услуги
О компании
1C:Предприятие 7.7


Поиск по сайту:


1С:Бухгалтерия 7.7. Партионный учет ТМЦ

В данной статье речь пойдет скорее о том, как не надо вести учет в "1С:Бухгалтерии 7.7", т.е. о серьезной и довольно распространенной ошибке. А именно, о попытке организации партионного учета в рамках неизмененной типовой конфигурации. Начну с напоминания о том, что в типовой "1С:Бухгалтерии 7.7" реализован единственный метод списания стоимости ТМЦ - по средней себестоимости, партионного учета нет и соответственно методы ФИФО и ЛИФО реализовать (без доработки) невозможно.

Однако некоторые "специалисты" так не считают. Статья как всегда написана под впечатлением того, с чем я столкнулся на практике при обслуживании довольно крупной по российским меркам фирмы, занимающейся оптовой торговлей продуктами питания. На предприятии проводилась аудиторская проверка, результатом которой стали письменные рекомендации. Вот здесь и было изложено, как же следует реализовать метод ФИФО: каждая партия товара по мнению авторов должна оформляться как новый элемент справочника "номенклатура". В этом случае действительно сумма списания товара будет соответствовать методу ФИФО. Однако негативные последствия настолько значительны, что это позволяет мне уверено заявлять о недопустимости такого подхода. Рассмотрим их.

Оборотно-сальдовая ведомость по счету: 41.1
Номенклатура; Места хранения
за 1 Квартал 2006 г.
Наша фирма
           
Субконто Сальдо на начало периода Обороты за период Сальдо на конец периода
  Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Сахар мешок 50 кг     10 000,00 9 000,00 1 000,00  
Кол-во     10,000 7,000 3,000  
   Основной склад            
   Кол-во     10,000 7,000 3,000  
Сахар мешок 50 кг.            
Кол-во     10,000   10,000  
   Основной склад            
   Кол-во     10,000   10,000  
Итого развернутое         1 000,00  
Итого     10 000,00 9 000,00 1 000,00  

Первая проблема - невозможно увидеть остатки по товару, который по жизни один, а в учете их несколько.

Вторая проблема - отгрузка на стыке партий.

план счетов с настройкой учета по сумме

Такую накладную невозможно провести:

Проведение документа Отгрузка товаров, продукции № 00000003 от 02.03.06
1. Сахар мешок 50 кг (Товар, Собственный): на складе Основной склад 3 шт, всего по данным бухгалтерского учета 3 шт на сумму 1000, средняя стоимость 333.33 На складе 3 шт из необходимых 5 шт товара Сахар мешок 50 кг
Документ не проведен!

Придется ее изменить, оставив в первой строке количество = 3 и добавив строку с недостающим количеством = 2, с другим элементом справочника "номенклатура". Но тогда получим следующую печатную форму накладной:
 

          Номер документа Дата составления       Транспортная накладная номер  
        ТОВАРНАЯ НАКЛАДНАЯ   3 02.03.06         дата  
                          Вид операции  
                             
Но- мер по по- рядку  Товар Единица измерения Вид упаковки Количество Масса брутто Количе-
ство
(масса
нетто)
Цена,
руб. коп.
Сумма без
учета НДС,
руб. коп.
НДС Сумма с учетом
НДС,
руб. коп.
  наименование, характеристика, сорт, артикул товара код наиме- нование код по ОКЕИ   в одном месте мест,
штук
        ставка, % сумма,
руб. коп.
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
1 Сахар мешок 50 кг   шт 796         3,000 1500,00 4500,00 20 900,00 5400,00
2 Сахар мешок 50 кг   шт 796         2,000 1500,00 3000,00 20 600,00 3600,00
            Итого     5,000 Х 7500,00 Х 1500,00 9000,00
            Всего по накладной       5,000 Х 7500,00 Х 1500,00 9000,00

Дурдом, не правда ли? Покупатель приобрел пять мешков сахара, и вдруг видит в накладной две (или больше) строки. Вряд ли это ему понравится, тем более, что речь идет не об эстетике. Ведь покупателю и оприходовать сахар придется как два разных товара.

Но и это еще не все. Совершенно очевидно, что через некоторое время сахара в справочнике будет уже не две, а двадцать, пятьдесят позиций. Разобраться, что есть в наличии, а чего уже нет будет очень сложно, ведь удалять элементы справочника нельзя, можно только пометить их на удаление или переместить в другую группу. Однако кардинально это ситуацию не изменит, поскольку грамотным наиболее эффективным способом подбора номенклатуры является набор первых символов при отключенном режиме вывода списка по группам. В противном случае, Вам придется долго щелкать мышью, добираясь до нужной группы товаров. Таким образом удаленные и перемещенные элементы все равно будут мешать.

план счетов с настройкой забалансового счета

Еще одна "прелесть" такого партионного учета. Попробуйте изменить содержание какого-нибудь документа задним числом, например, уменьшить (или увеличить) количество одного из приходов. Все последующие документы отгрузки придется переделывать вручную, корректируя количество "по партиям". Так в нашем примере, если первый приход станет равен девяти, а не десяти как было, то в накладной №3 придется изменить количество в первой строке с трех на два, во второй строке с двух на три. Теперь подумайте, ЧТО если у бухгалтера сотни накладных в день и десятки всевозможных партий. Если сами этого не видели, поверьте на слово, наступит полный паралич в учете.  

Итак, выводы и рекомендации специалиста без кавычек. Что делать, если у Вас в учетной политике указан метод ФИФО (ЛИФО)? Первое, самое простое - изменить учетную политику. Возможно кто-то усмехнулся, и напрасно. Настоящий специалист должен начинать именно с таких рекомендаций. Если можно обойтись без программирования, программист, как ни странно это прозвучит, должен предложить такой вариант первым. Тем более, что в условиях относительной стабильности цен, выбор варианта списания ни на что практически не повлияет. Если же по каким-либо причинам, необходимо реализовать метод ФИФО, то единственно возможный вариант - обратиться к программисту с просьбой организовать полноценный партионный учет на забалансовом счете с автоматическим отслеживанием границы партий и расчетом себестоимости по партиям. Но это уже тема для другой статьи.

© Борис Балясников, май 2006г.

© ООО "Профи-центр", г.Бирск: тел. (34784) 4-25-50, факс: (34784) 4-25-50, icq: 565351574, 591661865, mail@profiufa.ru +18